COLISIUM International Music Forum: впечатления
Несмотря на существование различных кризисных явлений экономического характера в стране продолжают проходить различные мероприятия, ориентированные на освещение узких областей музыкального бизнеса, организации концертов, билетной сферы и других специфических закономерностей бизнеса. Особую роль в этих активностях играет мероприятие Colisium, не первый год проводимое в РФ и ближнем зарубежье. Весьма любопытна выраженная децентрализированность мероприятия, сутью которой следует назвать разнообразие участвующих в его проведении регионов. К примеру, в этом году после Москвы мероприятие пройдёт в СПб, Екатеринбурге, Новосибирске, Алматы. Ранее в этом году состоялись мероприятия в Башкирии, Сочи и Минске. Участники каждого из мероприятий имели возможность обсудить как федеральные, так и региональные вопросы и проблемы, сформировать новые контакты, презентовать, а быть может и найти поддержку для проектов музыкальной направленности.
Я попал на Colisium в этом году первый раз. Внимание в силу направленности профессиональных интересов главным образом было связано с джазовым направлением. Под джазовую музыку в 2020-м организаторы выделили отдельную аудиторию. Но прежде несколько слов о других неджазовых направлениях дискуссий, представленных на форуме. Очевидно, что именно неджазовые темы вызвали особый интерес у посетителей.
Наибольший интерес у широкой аудитории вызвали доклады из секции Artist. Они затрагивали различные аспекты продвижения музыкального творчества, музыкальный стриминг и различные сетевые активности.
Выделенное под Artist пространство для выступлений все два дня проведения форума неизменно оставалось заполненным молодёжью. Найти лишнее место было здесь делом весьма сложным. Среди представленных докладов: «Презентация экосистемы для музыкантов ZVON System», «Продюсирование: что это такое на самом деле? Кто такой современный продюсер?», «Как Артисту с нуля начать зарабатывать на песнях в онлайне от 1 млн в год», «Почему ваши треки не попадают в плейлисты стриминговых площадок?», «Современная музыкальная компания: отличия от известных рыночных моделей работы лейблов и дистрибьюторов», Работа в студии. Sound production», «Как музыкальная редакция Spotify помогает музыкантам быть услышанными», «Стратегия позиционирования артистов. Инструменты и примеры», «Как протестировать свой трек на аудитории, не вкладывая в его продвижение больших денег?»
Выступление Анны Ерко (Руководитель музыкальной редакции Spotify в России и СНГ, Spotify). В аудитории сплошная молодёжь :)
Наиболее интересные дискуссии первого дня были связаны с джазовыми лейблами и осмыслением специфики медиа, понимаемого в качестве инструмента развития джазовой музыки. Основными докладчиками секции о выступил руководитель петербургского джазового лейбла Rainy Days Евгений Петрушанский и основатель московского Fancy Music Сергей Красин. Здесь следует сказать о том, что Rainy Days представляет собой достаточно молодой джазовый лейбл. Его создатели весьма грамотно работают со сферой медийного продвижения. О релизах Rainy Days неоднократно писала американская джазовая пресса, что в полной мере указывает на умение создателей лейбла работать с журналистами и обращать на себя внимание. В процессе выступления Евгений Петрушанский пролил свет на важность попадания в джазовые плейлисты стриминговых сервисов. Поступление возвратных средств для лейбла при взаимодействии со стриминговыми сетями в значительной степени зависит от количества физических обращений, связанных с прослушиванием альбома конечным пользователем. В случае попадания в кураторские плейлисты композиций с отдельно взятой джазовой пластинки численность их прослушивания возрастает разительным образом. В этой связи важным аспектом выступает взаимодействие с представителями инфраструктуры мирового музыкального стриминга. В рамках дискуссии среди прочего упоминался сервис Apple Music. В нём не так давно произошла смена кого-то из кураторов джазовых направлений. Личное знакомство с подобными людьми выступает важным инструментом в процессе продвижения как артиста, так и отдельных записей.
Представляемый Сергеем Красиным Fancy Music имеет более широкий диапазон жанрово-стилевых взаимодействий. На Fancy издавался не только джаз, но и многочисленные работы современных академических композиторов.
Можно сказать о том, что дискуссия о лейблах получилась интересной и прошла в дружелюбной атмосфере. Её итоговый знаменатель: джазовая музыка в РФ по-прежнему представляет собой явление с очень низким коэффициентом продаж, а сам процесс её выпуска в некотором роде близок по своей форме к благотворительности. Практически все работающие в структуре лейблов люди рассматривают эту работу в качестве творческого хобби, в то время как основная сфера их заработка находится в других областях. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы экономика джазовых лейблов росла и занятые в этом креативном музыкальном бизнесе имели возможность воспринимать его в качестве основной формы работы.
Евгений Петрушанский (слева), Сергей Красин (центр), Лев Боровков (справа)Слева направо: Лев Боровков, Наталья Югринова, Женя Гимер, Кристина Сахарянц, Александр Аношин
Слева направо: Евгений Петрушанский, Елена Моисеенко, Саша Машин, Роман Христюк
Слева направо: Денис Рыбаков, Валентина Морозова, Роман Христюк, Борис Переверзев
Традиционно очень содержательно выступал работающий с многочисленными проектами Игоря Бутмана продюсер Роман Христюк. Из запомнившихся моментов выделю следующие. В 2022 году к празднованию 100-летия отечественного джаза запланирован ряд крупных мероприятий. Среди прочего речь идёт об аренде сцены Большого театра, проведении 7 дневного джазового фестиваля. Больших подробностей организаторы пока не раскрывают, но очевиден приезд крупных западных музыкантов и другие интересные активности. В СПб достраивается новый крупный джазовый клуб. Новость отличная, поскольку музыканты из СПб получат новую джазовую сцену. В ноябре 2021 г. в офлайновом режиме снова пройдёт форум Jazz Across Borders.
Борис Переверзев
Не могу не выделить любопытное в своей содержательной направленности выступление Бориса Переверзева. Его доклад связан с проведением фестиваля "Особое детство". Данное мероприятие адресовано инвалидам, а в его основе лежат концепции лечебной педагогики. Определённые группы инвалидов креативно вовлекаются в музыкальную активность джазовой и блюзовой направленности. Приветствуется одновременный выход на сцену людей с различными формами инвалидности и профессиональных музыкантов. Как вы понимаете, сама концепция мероприятия очень гуманистическая. Важную роль в организации фестиваля играет родственник легендарного советского музыковеда Валентины Джозефовны Конен. Интересное и нужный проект!