COLISIUM International Music Forum: впечатления




Несмотря на существование различных кризисных явлений экономического характера в стране продолжают проходить различные мероприятия, ориентированные на освещение узких областей музыкального бизнеса, организации концертов, билетной сферы и других специфических закономерностей бизнеса. Особую роль в этих активностях играет мероприятие Colisium, не первый год проводимое в РФ и ближнем зарубежье. Весьма любопытна выраженная децентрализированность мероприятия, сутью которой следует назвать разнообразие участвующих в его проведении регионов.  К примеру, в этом году после Москвы мероприятие пройдёт в СПб, Екатеринбурге, Новосибирске, Алматы. Ранее в этом году состоялись мероприятия в Башкирии, Сочи и Минске. Участники каждого из мероприятий имели возможность обсудить как федеральные, так и региональные вопросы и проблемы, сформировать новые контакты, презентовать, а быть может и найти поддержку для проектов музыкальной направленности.  

Я попал на Colisium в этом году первый раз.  Внимание в силу направленности профессиональных интересов главным образом было связано с джазовым направлением. Под джазовую музыку в 2020-м организаторы выделили отдельную аудиторию. Но прежде несколько слов о других неджазовых направлениях дискуссий, представленных на форуме. Очевидно, что именно неджазовые темы вызвали особый интерес у посетителей.

 

Выступление на открытии: Сергей Бабич (организатор Colisium), Юлия Жоля (Президент, Национальная Ассоциация Организаторов Мероприятий НАОМ)

Дискуссия: Каким быть завтрашнему вторичному билетному рынку? Выступление Татьяны Скорик (эксперт по систематизации индустрий, инвестор)

Наибольший интерес у широкой аудитории вызвали доклады из секции Artist. Они затрагивали различные аспекты продвижения музыкального творчества, музыкальный стриминг и различные сетевые активности. 
Выделенное под Artist пространство для выступлений все два дня проведения форума неизменно оставалось заполненным молодёжью. Найти лишнее место было здесь делом весьма сложным. Среди представленных докладов: «Презентация экосистемы для музыкантов ZVON System», «Продюсирование: что это такое на самом деле? Кто такой современный продюсер?», «Как Артисту с нуля начать зарабатывать на песнях в онлайне от 1 млн в год», «Почему ваши треки не попадают в плейлисты стриминговых площадок?», «Современная музыкальная компания: отличия от известных рыночных моделей работы лейблов и дистрибьюторов», Работа в студии. Sound production», «Как музыкальная редакция Spotify помогает музыкантам быть услышанными», «Стратегия позиционирования артистов. Инструменты и примеры», «Как протестировать свой трек на аудитории, не вкладывая в его продвижение больших денег?» 

 Выступление Анны Ерко (Руководитель музыкальной редакции Spotify в России и СНГ, Spotify). В аудитории сплошная молодёжь :) 

Джазовый блок Colisium шёл все два дня проведения конференции. Численность приходящей сюда аудитории закономерным образом была меньшей в сравнении с потоком желающих узнать нюансы продвижения артистов в стриминге и диджейства. В первый день на джазовой секеции прошло 5 панелей. Две из них представляли беседы с джазовыми музыкантами на общие творческие и музыкальные темы. Спикерами этих встреч выступили не нуждающиеся в  представлении музыканты Андрей Кондаков и Пётр Востоков. 

Петр Востоков (справа) и модератор Женя Гимер  

Андрей Кондаков (справа) и модератор Борис Бородушкин 

Наиболее интересные дискуссии первого дня были связаны с  джазовыми лейблами и осмыслением специфики медиа, понимаемого в качестве инструмента развития джазовой музыки.  Основными докладчиками секции о выступил руководитель петербургского джазового лейбла Rainy Days Евгений Петрушанский и основатель московского Fancy Music Сергей Красин. Здесь следует сказать о том, что Rainy Days представляет собой достаточно молодой джазовый лейбл. Его создатели весьма грамотно работают со сферой медийного продвижения. О релизах Rainy Days неоднократно писала американская джазовая пресса, что в полной мере указывает на умение создателей лейбла  работать с журналистами и обращать на себя внимание. В процессе выступления Евгений Петрушанский  пролил свет на важность попадания в джазовые плейлисты стриминговых сервисов. Поступление возвратных средств для лейбла при взаимодействии со стриминговыми сетями в значительной степени зависит от количества физических обращений, связанных с прослушиванием альбома конечным пользователем. В случае попадания в кураторские плейлисты композиций с отдельно взятой джазовой пластинки численность их прослушивания возрастает разительным образом. В этой связи  важным аспектом выступает взаимодействие с представителями инфраструктуры мирового музыкального стриминга. В рамках дискуссии среди прочего упоминался сервис Apple Music. В нём не так давно произошла смена кого-то из кураторов джазовых направлений. Личное знакомство с подобными людьми выступает важным инструментом в процессе продвижения как артиста, так и отдельных записей. 

Представляемый Сергеем Красиным Fancy Music имеет более широкий диапазон жанрово-стилевых взаимодействий.  На Fancy издавался не только джаз, но и многочисленные работы современных академических композиторов. 

Можно сказать о том, что дискуссия о лейблах получилась интересной и прошла в дружелюбной атмосфере. Её итоговый знаменатель: джазовая музыка в РФ по-прежнему представляет собой явление с очень низким коэффициентом продаж, а сам процесс её выпуска в некотором роде близок по своей форме к благотворительности. Практически все работающие в структуре лейблов люди рассматривают эту работу в качестве творческого хобби, в то время как основная сфера их заработка находится в других областях. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы экономика джазовых лейблов росла и занятые в этом креативном музыкальном бизнесе имели возможность воспринимать его в качестве основной формы работы. 

Евгений Петрушанский (слева), Сергей Красин (центр), Лев Боровков (справа)

Дискуссия «Медиа как инструмент развития жанра» включила в себя пятерых спикеров из области журналистики и музыкального интернета. Три из них (Наталья Югринова, Александр Аношин, Лев Боровков) связаны со стремительно развивающимся отечественным интернет-СМИ Jazzist.ru. Этот информационный ресурс сравнительно недавно занял важное место в русскоязычном пространстве текстов и рецензий джазовой направленности. На Jazzist публикуется немалое число лонгридов. Весьма оперативно появляются рецензии на самые актуальные записи отечественного и западного джаза. Помимо упомянутых выше журналистов в дискуссии участвовали Кристина Сахарянц (журналист ИМИ-журнала и Афиша Daily, автор telegram-канала «Слова с музыкой») и Женя Гимер (джазовый музыкант, создатель крупнейшего русскоязычного джазового сообщества в сети VK «Джазовый архивариус» с более чем 70 0000 подписчиков). Предметом второй части дискуссии стали размышления о возможном использовании популярной социальной сети Tiktok для популяризации джаза и подачи кратких 20-40 секундных обзоров джазовых дисков. Затрагивались и другие темы, связанные с областью музыкальной журналистики. 
Слева направо: Лев Боровков, Наталья Югринова, Женя Гимер, Кристина Сахарянц, Александр Аношин

Второй день включил в себя шесть профильных дискуссий. На первую из них с Араиком Акопяном, Антоном Рактовичем и Денисом Рыбаковым я не успел приехать. В её рамках обсуждалась проблематика джазовых клубов. Следующая панель была посвящена джазовым фестивалям. Основными её спикерами выступили Елена Моисеенко (Клуб Алексея Козлова, IBMG, JAZZIST), Камила Низамова (A&R менеджер ONErpm, ONErpm) и уже упомянутый ранее Евгений Петрушанский из Rainy Days. Стартовавшая панель плавно перетекла в следующую, главным предметом которой стало обсуждение вопросов джазовых фестивалей. Спикеры этой панели: Денис Рыбаков ( Джазовая школа "Движение" г. Самара), Роман Христюк (Исполнительный директор компании Igor Butman Music Group, заместитель директора ГБУК города Москвы «Джаз-оркестр под управлением Игоря Бутмана». Преподаватель кафедры продюсерства исполнительских искусств в РАМ имени Гнесиных), Валентина Морозова (Директор Ярославского джазового центра, член АНО "Центр исследования джаза", Джаз над Волгой) и Борис Переверзев (Видеограф благотворительного фестиваля "Особое детство. Jazz" и проекта джаз-бэнд Moonberry Jam). 

Слева направо: Евгений Петрушанский, Елена Моисеенко, Саша Машин, Роман Христюк

 

Слева направо: Денис Рыбаков, Валентина Морозова, Роман Христюк, Борис Переверзев 

  Саша Машин (слева), Роман Христюк


Традиционно очень содержательно выступал работающий с многочисленными проектами Игоря Бутмана продюсер Роман Христюк. Из запомнившихся моментов выделю следующие. В 2022 году к празднованию 100-летия отечественного джаза запланирован ряд крупных мероприятий. Среди прочего речь идёт об аренде сцены Большого театра, проведении 7 дневного джазового фестиваля. Больших подробностей организаторы пока не раскрывают, но очевиден приезд крупных западных музыкантов и другие интересные активности. В СПб достраивается новый крупный джазовый клуб. Новость отличная, поскольку музыканты из СПб получат новую джазовую сцену. В ноябре 2021 г. в офлайновом режиме снова пройдёт форум Jazz Across Borders.


  Денис Рыбаков 

Высокий уровень пассионарности на протяжении всей джазовой программы форума показал Денис Рыбаков из Самары. Он много выступал и модерировал дискуссии. Представляемый им город весьма активно движется в сторону обретения сильного джазового статуса. В самарском институте культуры формируется джазовая кафедра. Прошедшим летом на крымском форуме Таврида Рыбакову был вручен государственный грант более чем на 2 млн. рублей. Его целевое предназначение – проведение джазового фестиваля. Летом текущего года был проведён летний джазовый лагерь. С моей точки зрения, любой рост джазовой активности в регионах факт отрадный и положительно коннотированный.

  
Борис Переверзев 


Не могу не выделить любопытное в своей содержательной направленности выступление Бориса Переверзева. Его доклад связан с проведением фестиваля "Особое детство". Данное мероприятие адресовано инвалидам, а в его основе лежат концепции лечебной педагогики. Определённые группы инвалидов креативно вовлекаются в музыкальную активность джазовой и блюзовой направленности. Приветствуется одновременный выход на сцену людей с различными формами инвалидности и профессиональных музыкантов. Как вы понимаете, сама концепция мероприятия очень гуманистическая. Важную роль в организации фестиваля играет родственник легендарного советского музыковеда Валентины Джозефовны Конен. Интересное и нужный проект! 


Слева направо: Валентина Морозова, Дмитрий Митропольский, Кирилл Мошков


Завершающей частью джазовой секции Colisium стала панель под общим названием «Российский джаз: на пороге столетия». Её модератором выступил Издатель и главный редактор журнала «Джаз.Ру», директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза», преподаватель Академии Джаза Кирилл Мошков. Выступающими в русле данной темы стали Михаил Митропольский (Джазовый обозреватель, автор-ведущий лекций-концертов, преподаватель Московского колледжа импровизационной музыки) и Валентина Морозова (Директор Ярославского джазового центра, член АНО "Центр исследования джаза", Джаз над Волгой). Основное внимание в докладах было акцентировано на исторических фабулах развития отечественного джаза . Михаил Митропольский изложил ряд важных исторических фактов. Кирилл Мошков сделал предельно важный анонс – выход в следующем году документальной картины о российском джазе. В фильме будет большое количество интервью, редких архивных снимков и другого материала. 


Что вынес лично я из прослушанного на Colisium? Форум в ещё большей степени подтверждает тезисы из моей докторской диссертации «Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в.». Музыка пронизана процессами коммерциализации и коммерческого целеполагания. Мышление джазовых музыкантов уже давно специфически детерминируется рыночными трендами. Форумы наподобие этого дают хорошую возможность приоткрыть завесу, посмотреть на многие из процессов рыночного администрирования изнутри. Остаётся только поблагодарить организаторов за возможность ею воспользоваться. Здесь видны тренды, тенденции и направления. Colisium удался! 

Популярные сообщения из этого блога

Гюнтер Шуллер: музыка третьего течения

Памяти Олега Проститова