8-BIT BIG-BAND

 


Сравнительно недавно был выпущен диск «Backwards Compatible» доселе неизвестного мне коллектива The 8-bit Big Band. Творчество коллектива никак не пересекается с пуристским оркестровым джазом, сложностью или авангардом. Это достаточно доступная развлекательная музыка с джазовым, фанковым, джаз-роковым и даже симфоджазовым уклоном. Изюминка The 8-bit Big Band кроется в особом подходе к материалу и колоссальной пассионарности её лидера Чарли Розена. Коллектив The 8-bit Big Band имеет «говорящее» название. Основная его концепция заключается в исполнении специально аранжированного самим Розеном в джазовом ключе материала из видеоигр. Причём акцент делается не на современной игровой музыке, которая в своей сути стала чрезмерно профессиональной и мало отличается в плане собственных стандартов от стереотипных работ опытных голливудских композиторов. Розена, напротив, интересуют изначально простоватый матеирал, сделанный композиторами для игр периода 1990-x годов. Полифония музыкальных процессоров приставок того времени имела ограниченное число одновременно звучащих тембральных слоёв. Для создания полноценной аранжировки композиторам приходилось идти на самые разные ухищрения. Одним из системно писавших композиторов был Тадаши Икегами (псевдоним). В качестве штатного композитора он создал ряд ярких зарисовок к игровым проектам корпорации Нинтендо. Чарли Розен обращается к работам как самого Икегами, так и других композиторов игровой промышленности. Перерабатывая и по-новому аранжируя их музыку он формирует весьма комплексные, но при этом доступные  восприятию самого массового слушателя джазовые прочтения игровой классики. Всё это можно было бы воспринимать в качестве коммерческого развлечения и своего рода кунштюка, предназначенного для ностальгирующих ретро-геймеров, чей вкус с возрастом дорос до восприятия джазового языка.  Но правда заключается в том, что отдельные номера из Backwards Compatible и более ранних работ Розена действительно сделаны самым впечатляющим образом. Достаточно упомянуть тему Gourmet Race ("Гонка Гурманов" – какое классное название!) Икегами. Для полноты сравнения следует сопоставить её в оригинальном звучании электроники приставки от Нинтендо, а затем сравнить с мощнейшим джазовым клинчем от сессионного джазового состава самого Розена (яркое соло приглашённого Сэма Дилона). Подноготная Чарли Розена такова, что он успел поработать на Бродвее, а до этого побыть учеником у маститого профессионала Джеймса Маккнили. Последний запомнился мне ещё в далёкие студенческие годы выраженным «белым» европеизированным пианизмом на «Bluе Skies» Стэна Гетца, а в наше время нынешнее работой с респектабельным франкфуртским джазовым оркестром. Помимо этого я конечно же не могу не упомянуть о заметной у Роузена вдохновлённости записями Гордона Гудвина. У последнего наблюдается приджазованная и аранжированная максимально широким диапазоном способов музыка, предназначенная для радио, ТВ и различных медийных проектов.  Сильнейшим качеством Гудвина остаётся умение аранжировать в джазовом ключе что угодно, оставаясь при этом понятным самому широкому слушателю. Роузен практически равнозначно владеет этим качеством, хотя до уровня некоторых шедевров Гудуина (как пример - вещи Years of Therapy с альбома Life in The Bubble) он пока недотягивает.

Gourmet Race (оригинал) https://www.youtube.com/watch?v=3w4B16TRsPM

Gourmet Race (джазовая версия Роузена) https://www.youtube.com/watch?v=RisNultpv0M

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Гюнтер Шуллер: музыка третьего течения

COLISIUM International Music Forum: впечатления

Памяти Олега Проститова